ВВЕДЕНИЕ
Решение задач и выполнение различных упражнений это эффективная и увлекательная форма учебной работы, которая помогает лучше усвоить теоретический материал курса химии. Умение решать химические задачи необходимо не только в учебной, но и в научно-прозводственной деятельности.
Химические процессы являются основой многих производств, где требуются детальные расчёты материального балланса: расход сырья и энергии, количество получаемой продукции, производственные потери и т.п. Глубокие знания взаимопревращений органических веществ и владение приёмами расчётов химических процессов исключительно важны для их планирования и реализации как в лабораторных, так и в заводских условиях. Поэтому при изучении химии большое внимание уделяется решению задач, способствующих систематизации знаний и развитию логического мышления.
Химические задачи можно разделить на две основные категории: расчётные и качественные.
- Для решения расчётных задач требуется знание свойств соединений и умение применить основные понятия и законы химии, найти рациональные методы вычислений, используя математический аппарат (системы уравнений с несколькими неизвестными, неравенства, степенные и логарифмические функции и т.п.).
- Качественные задачи (упражнения) основаны на умении применить знания о строении и свойствах соединений, способах их получения, условиях протекания химических реакций и обычно не связаны с числовыми операциями.
- Различные сочетания действий встречаются в комбинированных задачах.
В данной части учебника приведены сведения об основных понятиях и химических законах, необходимые для решения задач, рассматриваются основные типы задач, методика и образцы их решения.
Представлены также контрольные задачи и тесты для самостоятельной работы. Для их выполнения рекомендуется использовать учебный материал других частей учебника:
I. Теоретические основы, II. Углеводороды, III. Кислородсодержащие соединения, IV. Азотсодержащие соединения, V. Высокомолекулярные соединения.